Щенячья дрессировка

Первые шаги в воспитании щенка бернского зенненхунда

Игра для щенка – это жизненная необходимость, в игре щенок учится, развивается физически. Для взрослой собаки игра — подтверждение ее членства в коллективе, физическая разминка.

Энергию малыша, которая требует выхода, нужно направлять в нужное вам русло, использовать для приобретения навыков и создания стойких стереотипов поведения.

1. Все, что лежит, висит, болтается у носа, просто необходимо затащить в зубы, разгрызть и разорвать, поохотиться и убить - это точка зрения щенка, подсказанная инстинктом. В этой точке зрения он не виноват, но человека такой взгляд не устраивает. Во-первых, не провоцируйте: уберите мелкие предметы, обувь, подверните шторы, плотно закрывайте все ящики, особенно с мусорным ведром. Во-вторых, предоставьте щенку игрушки (считайтесь с его вкусом): мячи, крупную сырую говяжью кость, скрученный и перетянутый в колбаску брезент, латексные «пищалки», деревянные (лучше рябиновые) палочки, яблоко.

Позволяя играть старыми домашними тапочками, вы позволяете грызть новые и не только тапочки, т. к. запах у обуви общий: «ножной». Если щенок , лежа у ножки стула, обратил на нее пристальное внимание, постарайтесь отвлечь его игрой (если не сильно устал — бурной) и в игре подсунуть другую игрушку. Можно побрызгать ножку противно пахнущим для собаки средством (одеколоном), можно насильно открыть рот щенку и «вложить» ножку (рефлекс сопротивления). Если щенок «приложился» к нежелательному предмету и шаловливо смотрит на вас, ожидая реакции, можно демонстративно со словами «какая гадость» выйти из комнаты (ожидаемая реакция — преследование) и там постукать мячиком об пол, показывая, что у вас есть более интересное занятие. Для более взрослого щенка, знакомого с командой «Слушай!», смоделируйте ситуацию настороженности и последуйте затем к двери или в другую комнату. Жестким запретом «Фу!» не злоупотребляйте.

2. Перед уходом обязательно хорошо выгуляйте щенка, «поиграйте», накормите, оставьте игрушки (в т. ч. долгоиграющую очень большую кость). Уходя, скажите «До вечера» (если уходите надолго) или «скоро приду» (если ненадолго). Так вы понемногу приучите щенка ориентироваться в ваших временных рамках. В будущем это обязательно пригодится.

3. Когда вы приходите домой, обратите внимание, как нюхает щенок вещи (не еду), в тот момент, когда его ноздри активно работают, подавайте команду «Нюхай!».

4. Кидая щенку предмет, обратите внимание, куда он его несет. В случае если щенок направляется в Вашу сторону, дайте «вдогонку» команду «Апорт!». Возьмите предмет, похвалите, дайте лакомство со словами «апорт, хорошо, апорт».

5. Во время игры с предметом, сначала на глазах щенка, положите предмет на пол так, чтобы он не был виден. Подайте команду «Ищи!». С возрастом усложняйте игру, добиваясь, чтобы щенок самостоятельно разыскивал игрушку, команду можно вначале давать «вдогонку». Затем, употребляйте название предмета «Ищи мячик!», «Ищи игрушку!» и т.д.

6. Внимание! Играть в перетягивание с собакой, у которой не сформировались зубы и челюсти нельзя, это приводит к их деформации.

7. Игра в прятки. Принцип № 5. Дополнение: предварительно собака должна понюхать человека. Команда «Ищи!» периодически с именем члена семьи, и без указания.

8. Перекидывайте игрушку между членами семьи, добивайтесь, чтобы собака четко следила за движением игрушки и вашими движениями. Совершайте сначала преднамеренные ошибки, ловя предмет, для большей заинтересованности собаки.

9. Игры, когда вы бегаете за собакой или щенком нежелательны.

10. Чтобы на улице добиться внимания собаки к Вашим перемещениям, периодически скрывайтесь у нее из виду(не распространяется на щенков до 3 месяцев).

11. Бороться и возиться со щенком необходимо, однако игру нужно прервать, если щенок (собака) начинает агрессивно возбуждаться и кусать «по-настоящему». Рука и тело хозяина — священно! В ходе «драки» с собакой покажите ей, чем опасны ноги (она научится избегать их ударов).

12. Не мешайте собаке проявлять любознательность и знакомиться на прогулке с новыми явлениями. Если она рассматривает лягушку, изучает ее ни в коем случае не «подзуживайте» и не провоцируйте нападение. Присядьте рядом, скажите «наблюдай» и мягко, укоризненно пресеките ее попытку схватить несчастное земноводное. Эти знания ей могут пригодиться при встрече со змеей, жерлянкой и т. п. Команда «Наблюдай!» может быть применена и к человеку, который при посещении вашего дома вызывает ваше недоверие. Этой же командой можно воспользоваться, поручив собаке ребенка, например во время пикника.

14. Прекрасной физической нагрузкой является бег по глубокому снегу, по песку, в гору. Прогулки по гравию и щебенке делают лапы собаки более сводистыми.

15. Прогулка должна состоять из 3 частей: «необходимых важных дел и делишек», движения в свободном состоянии, когда собака занимается собачьими делами, движение с элементами обучения, занятие. Собака во время всех 3 частей должна получать положительные эмоции. Во время «свободного собачьего полета» можно 2—3 раза подозвать «Ко мне!», пару раз исчезнуть в кустах.

16. Общаясь с собакой называйте действия и предметы всегда одними словами. Например: «пойдем мыться» и «пойдем купаться» должны обозначать разные действия. Помещения «ванна», «кухня», «коридор» не должны напрямую ассоциироваться только с одним действием.

17. Для щенка, особенно не достигшего 3-х месяцев, очень полезны игры со взрослыми доброжелательными животными достаточно высокого ранга. Как правило, взрослые животные высокого ранга играют со щенками только без присутствия других собак. В случае необходимости, в коллективе такая собака придет на помощь малышу, что положительно скажется на его самооценке, уверенности, нервной системе. Посмотрите, как играет взрослая собака со щенком, обогатите вашу игру с ним, применяя те же движения.

18. Старайтесь гулять в компании с хорошо воспитанными и дрессированными собаками: у собак очень силен рефлекс подражания, особенно это важно при воспитании щенка. Игры со сверстниками также необходимы.

19. Всегда, даже если нет проходящих машин, останавливайтесь перед дорогой, сопровождая действия словами «стоять, дорога» или иными, по вашему выбору. Перед переходом дайте команду «Рядом!».

20. Бегая и играя со щенком на прогулке очень легко его, увлеченного игрой и игнорирующего окружающее, научить команде «Барьер!», перепрыгивая вместе с ним невысокие (10—15 см) препятствия, можно также команду посылать «вдогонку», если щенок самостоятельно произвел прыжок. Таким же образом поступайте при преодолении неширокой и неглубокой канавки (20—25 см), проходя по широкой (вначале обязательно широкой) досточке или мостику, готовя малыша к прохождению по буму (команда «Вперед!»).

 

 

Не думайте, что щенок не в состоянии освоить некоторые команды, т. к. он мал. Не думайте, что ему «рано учиться» или «еще успеете». Для каждых команд есть свое оптимальное время (см. ниже), не надейтесь на то, что пойдете на площадку и Вашу собаку всему научат, поэтому не стоит напрягаться и тратить время. Научить-то научат, но труда придется затратить вам больше.

При воспитательной дрессировке действуйте, применяя игровые методы, подражательные. Она не должна быть жесткой, академичной. Нельзя применять явное принуждение, нельзя наказывать, нельзя раздражаться, не сломите неокрепший дух щенка. При этом нельзя оставлять его неучем и невеждой.

Щенок с 1,5 до 3-х месяцев игрив, ласков, доброжелателен, любопытен, контактен, им движет исследовательская активность. Именно в этот период они легко обучаются положительным навыкам, связанным с какой-либо деятельностью. В это время у них трудно выработать и самое главное — закрепить тормозящие реакции. В 1,5—2 месяца можно легко приучить к командам: «Гуляй!», «Ко мне!», «Место!». К 2,5—3 месяцам хорошо усваиваются тормозящие и запрещающие команды: «Сидеть!», «Лежать!», «Фу!».

Такая последовательность основана на неодновременным созревании возбуждающих и тормозных систем мозга щенка. Если начать обучение некоторым командам раньше, чем будет готова нервная система, то в лучшем случае будет затрачено много усилий при минимуме результатов, в худшем — наступит срыв нервной системы (охранительное торможение — засыпают, в других случаях — лают, скулят, отказываются работать), требующей прекращения занятий и перерыва.

В 3—4 месяца мозг щенков достигает такого высокого уровня развития, что они могут обучаться сложным навыкам так же успешно, как взрослые собаки. Однако в этом возрасте щенки очень ранимы, решение сложных задач может вызвать перегрузку нервной системы и стойкий невроз. Нагрузки в этом возрасте должны быть дозированы. Утомлять обучением в этом возрасте — «заучить навсегда». В возрасте от 3 до 4 месяцев продолжают отработку команд: «Место!», «Ко мне!», «Сидеть!», «Лежать!», «Фу!», «Гуляй!», «Зубы!», «Стойка!». Приступают к отработке команд: «Рядом!», «Апорт!».

С 3—4-х месяцев щенок уже личность. А к концу 4-х месяцев — ярко выраженная личность.

У щенков, подвергавшихся стрессовым воздействиям в раннем возрасте, по достижении зрелости проявляется выраженное пассивно-оборонительное поведение, замедляющее обучение.

Все это природа-мать придумала мудро: до месяца щенок под неусыпным контролем и опекой мамы, потом он начинает исследовать мир, в котором слабому нужно придерживаться правила: осторожность — не трусость. Во время первых контактов с незнакомыми, особенно резкими, громкими звуками, незнакомыми предметами или живыми существами щенок может вздрагивать, прекращать игру и пр. Это норма поведения. Но затем щенок с нормальной нервной системой стремится осторожно выяснить — насколько «это» безопасно. Долг хозяина не тащить щенка в сторону предполагаемой опасности, не дергать, не кричать, а своим спокойным поведением, ровным голосом с подбадривающими интонациями, оглаживанием успокоить щенка и продемонстрировать самому безопасность явления или предмета. Пройти самому мимо, не обращая внимания на предмет, затеять игру и т. д.

Дальнейшее развитие поведения зависит только от условий воспитания. Если щенок или щенки растут в условиях свободного и достаточного общения с окружающей средой, у них «обширная» территория, постоянно новые предметы и явления (желательно в этот период положительные контакты), то ПО рефлекс угасает. В том случае если содержание ограничено маленькой площадью, без новых предметов и лиц, то ПО рефлекс прочно закрепляется и сохраняется до зрелого возраста.

Наибольшая интенсивность исследовательского рефлекса с 40—45-го дня до 3—4-го месяца. Ни до, ни после щенок не проявляет так много активного интереса к окружающей среде. Этот отрезок времени совпадает с началом критического периода «социализации», т. е. процесса закрепления хозяина, формирования связей с собратьями, осознания дома и т. п. В этот период щенок не только подбегает к предметам, он обнюхивает, «тащит в рот» и пробует на зуб, грызет. Причем щенок предпочитает более сложные предметы. Долг хозяина чаще менять игрушки, менять маршруты прогулок, бывать в различных ситуациях, знакомить с разными животными, транспортом и т. д. Желательно, чтобы все контакты были положительными.